Yahoo! тоже хочет зарабатывать на патентах

1 марта 2012, Ольга Мельник

Патентные войны до недавнего времени касались только рынка мобильных услуг. Компания Apple как самый «ярый» патентный спорщик является участником десятка судебных споров в разных странах мира против производителей устройств на платформе Android. В список противников Apple вошли Samsung, HTC, Motorola и еще несколько других компаний. Кроме того, сообщения о патентном противостоянии часто касаются патентных троллей – компаний, зарабатывающих на наличии у них патентов на популярные технологии. Патентные портфолио давно являются объектами продажи. Например, многие эксперты отмечают, что сделка по покупке компанией Google производителя мобильных устройств, компании Motorola Mobility может отчасти объясняться тем, что Motorola принадлежит мощное патентное портфолио.

Сейчас же едва ли не впервые в практике интернет-бизнеса патентный спор был инициирован крупной интернет-компанией. На днях компания Yahoo! предъявила претензии социальной сети Facebook в том, что последняя нарушает некоторые патенты, права на которые принадлежат Yahoo!.

Подробности претензии Yahoo! пока неизвестны. Сообщается только, что речь идет о 10-20 патентах. При этом Yahoo! требует, чтобы Facebook начала выплачивать компании лицензионные отчисления. Точный перечень нарушенных патентов тоже не сообщается, однако известно, что многие из этих патентов активно используются в современных социальных сервисах, в том числе – в социальных сетях.

В этих патентах описываются технологии размещения рекламы, персонализации сайтов, принципы работы социальных сетей и сервисов интернет-переписки.

«Мы решительно настаиваем на том, чтобы Facebook либо заключила должное лицензионное соглашение, либо мы оставляем за собой право отстаивать наши права общепринятыми методами», — сказано в заявлении Yahoо!. При этом в компании подчеркивают, что ранее заключили лицензионные соглашения с другими интернет-компаниями, только с Facebook договориться пока не удалось. При этом названия этих компаний в Yahoo! не сообщили.

Время, которое Yahoo! выбрала для предъявления претензий – более чем удачно. Известно, что Facebook несколько недель назад подала заявление на проведение первичного публичного размещения акций (IPO). Это IPO должно стать крупнейшим для интернет-компаний. Накануне выхода на биржу социальную сеть оценили в $100 млрд. Наверняка компания будет более чем заинтересована в том, чтобы замять скандал вокруг нарушаемых патентов и пойдет на сделку с Yahoo!, то есть – заплатит лицензионные отчисления.

В свою очередь, Yahoo! в последнее время переживает тяжелые времена. Несостоявшаяся еще в 2008 году сделка по продаже компании корпорации Microsoft уменьшила ее капитализацию в два раза. Смена топ-менеджмента компании тогда же, в 2008 году, результата не возымела – компания продолжила терять не только долю рынка поиска и интернет-рекламы, но и доходы в целом. В сентябре 2011 года была уволена генеральный директор компании Кэрол Бартц, а в прессе появились слухи о том, что Yahoo! готовится к продаже. Уже в начале этого года в компании появился новый решительно настроенный генеральный директор и слухи о продаже Yahoo! стали утихать. Тем не менее, компании не помешают новые финансовые вливания. Вероятно, в Yahoo! решили заработать немного денег на популярности Facebook и сыграть на ее будущем IPO и, одновременно, на наличии у себя серьезного патентного портфолио.

Тем не менее, эксперты уверены, что патентные претензии Yahoo! к Facebook являются серьезным репутационным риском, этот шаг будет воспринят интернет-сообществом однозначно негативно.

В этой истории интересен еще один факт: семь лет назад, в 2004 году компания попыталась предъявить патентные претензии Google тоже аккурат накануне ее выхода на биржу. Yahoo! тогда обвинила Google в незаконном использовании рекламной модели «pay per click». В Google решили не доводить спор до суда и передали Yahoo! несколько миллионов своих акций.

Эксперты оценивают патентное портфолио Yahoo! как одно из самых мощных во всей интернет-индустрии. Компания владеет более 1,1 тыс патентов и более 2,6 тыс заявок на патенты рассматривается.

Это может означать, что патентные претензии Yahoo! к Facebook – только первая ласточка, а мы сможем наблюдать патентные претензии Yahoo! к другим интерент-компаниям.

«За последние годы патентование из специфической отрасли превратилось в антиконкурентное оружие, при помощи которого можно заблокировать продажи того или иного продукта конкурента», — комментируют споры в консалтинговой компании в M-Cam, специализирующейся на патентовании.

Вы можете перейти в конец и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Подпишитесь на новости: