5 шагов исследования рынка

Теперь, когда мы знаем, что такое исследование рынка, знакомы с методами, которые можно использовать в процессе, пришло время поговорить о том, как именно применять полученные знания к реальным ситуациям. Для этого рассмотрим 5 основных шагов исследования любого рынка.

Коротко описать их можно так:

  1. Сформулируйте главную проблему рынка, который намерены исследовать;
  2. Определитесь с методом исследования;
  3. Проведите сбор данных;
  4. Проанализируйте собранные данные;
  5. Сделайте выводы по проделанной работе.

marketing

Image by our-team on Freepik

Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, чтобы максимально эффективно использовать возможности маркетинга.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

1. Сформулируйте главную проблему рынка, который намерены исследовать

Для проведения любого проекта нужно иметь цель, иначе непонятно, куда стремиться и что для этого делать. Тут как с написанием книжки: нужно держать в голове идею концовки с самого начала, даже если к середине она изменится. Если вы поймете, что ваша первоначальная цель выбрана неправильно, всегда можно ее изменить, в этом нет ничего страшного. Но поменять идею по пути можно, а сформулировать первоначальную – вряд ли. Так что определяемся с тем, куда хотим идти и что исследовать.

Это может быть конкретный вопрос о вашем бизнесе, на который нужно дать не менее четкий ответ. Или разработка и испытание новой идеи, нового продукта, новой функции в уже имеющемся продукте. Может быть, вы думали о том, чтобы сместить акцент на другую целевую аудиторию. Возможно, вы заметили незакрытую потребность на рынке и хотите проверить, можете ли ее закрыть. Или просто хотите сделать путь потенциального клиента комфортнее.

2. Определитесь с методом исследования

Эту тему мы подробно разбирали в  предыдущем материале, и если вы с ним уже ознакомились, скорее всего, понимаете основные различия между методами, что именно подходит к определенной ситуации и закрывает конкретные нужды.

Но помимо метода, важно определиться с выборкой, то есть с количеством опрошенных клиентов/работников. А если выборка относительно небольшая и метод подразумевает работу не с цифрами, а с личностями, то прописать каждого человека, который будет принимать в этом участие. Есть такие варианты выборки:

  • Охват максимального количества опрашиваемых. Выборкой это назвать трудно, конечно, но этот способ отлично подойдет, если в решении вашей проблемы уместно и полезно мнение максимально возможного количества клиентов. Наиболее распространенные варианты – рассылка опроса по почте или просьба оценить продукт и оставить отзыв после покупки.
  • Случайная выборка. Этот вариант подходит, если вам нужно не очень большое количество опрашиваемых и при этом не принципиальна каждая конкретная личность. То есть, скажем, опросить конкретное количество случайных клиентов: каждый пятый, десятый, двенадцатый… Тут вы контролируете размер выборки. Хотя и не факт, что все, кого вы попросили пройти опрос, это сделают.
  • Конкретная выборка. Вы контролируете, сколько людей опрашивается и кто это будет. Тут вы можете выбрать:
  • тех, кто уже доступен и хочет принять участие; 
  • тех, кто, по вашему мнению, более компетентен и даст больше выгоды; 
  • собрать людей из разных категорий.

3. Проведите сбор данных

На этом этапе вы уже располагаете всей необходимой информацией, сформулировали вопросы, определились с тем, кому планируете их отправлять. Теперь практическая работа: разослать опрос, провести интервью, собрать данные и подготовить их к анализу. 

Подумайте о том, какие инструменты будете использовать для сбора данных. Это зависит от того, какие методы вы выбрали. Для опросов с вариантами ответа, например, прекрасно подходят Гугл-формы. Они автоматически выстроят статистику, причем сделают это абсолютно бесплатно.

4. Проанализируйте собранные данные

В зависимости от того, каким методом вы пользовались, качественным или количественным, будет отличаться и работа, которую нужно провести дальше. Но суть одна – анализ собранного материала. 

Если пользовались качественным методом, в полученных данных нужно найти все возможные тенденции, закономерности, повторяющиеся слова и т.д. Если количественным – ваши данные, скорее всего, уже проанализированы автоматически. Надо только “собрать урожай” цифр.

5. Сделайте выводы по проделанной работе

Просто аккуратненько организовать данные недостаточно для работы. Очевидно, проделанная работа должна дать результат, улучшить дела компании. Поэтому необходимо изучить информацию, сделать выводы. 

Для начала определиться, успешно ли прошло исследование. Если успешно, как именно новые знания можно применить к жизни бизнеса и как донести необходимость этих изменений до людей, которые принимают решение. Если исследование дало отрицательные результаты, тоже сделать выводы (какие пути закрыты, а какие дорожки еще можно изучить) и двигаться дальше.

И напоминаем: для успешного продвижения бизнеса не обойтись без сайта с правильно подобранным доменом и надежным хостингом. Безопасность бизнесу и его клиентам обеспечит регистрация торговой марки (ТМ) и SSL-сертификат. Эти и другие продукты и услуги можно найти на NIC.UA.