Анализ конкурентов – важная составляющая исследования рынка. Он нужен для того, чтобы лучше ориентироваться в нише, в которой вы работаете. Помогает познакомиться с другими предложениями на рынке, сравнить их с вашим, проанализировать плюсы и минусы работы конкурентов и улучшить свой продукт.
Image by pressfoto on Freepik
Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Twitter или Instagram, чтобы не пропустить полезную информацию!
Анализ конкурентов состоит из таких шагов:
- Найти конкурентов;
- Собрать базовую информацию о них;
- Проанализировать их продукт;
- Проанализировать их таргетинг;
- Проанализировать доставку продукта конкурента;
- Совершить тайные покупки.
Разберем каждый пункт подробнее.
Найти конкурентов
Для начала надо определиться, кто ваши конкуренты. Это задача одновременно простая и не очень. Можно сказать, что ваш конкурент – это тот, кто предлагает те же продукт или услугу, что и вы. Например, компании, производящие кухонную технику, магазины одежды или кафе и рестораны. Но есть деталь. Ваши конкуренты – это не только те, кто делает похожее дело. У вас должна быть общая клиентская база. Магазины одежды могут быть настроены на разную аудиторию. Одни делают детскую одежду, другие – подростковую, третьи – одежду для беременных. Кто-то специализируется на повседневной одежде, а кто-то на праздничных костюмах. Эти магазины не будут конкурентами, потому что нацелены на удовлетворение разных потребностей, а значит, клиент вряд ли будет выбирать между ними.
Найти конкурентов обычно не трудно. Самый простой способ – сформулировать запрос так, как его теоретически формулирует ваш клиент. И посмотреть, кого предложит гугл. Например, “купить соевые ароматические свечи Киев” или “веганский ресторан Ивано-Франковск”. Предложенные варианты, вероятно, и будут вашими конкурентами, хотя и необязательно. Стоит зайти на сайты и убедиться в том, что продукты или услуги, которые там предлагаются, аналогичны вашим.
Не стоит брать много конкурентов для анализа, это только запутает и сделает работу менее эффективной. Оптимальное количество – от трех до пяти.
Собрать базовую информацию о конкурентах
Важно понимать то, как именно появился и развивался бизнес конкурента, чтобы понимать свои возможности в конкурировании с точки зрения финансов, размера и возможностей. Стоит узнать:
- когда был основан бизнес конкурента;
- наличие венчурных инвесторов;
- количество сотрудников;
- количество клиентов;
- компании, приобретенные конкурентом, есть ли они вообще и если да, то какие;
- доход компании конкурента.
Проанализировать продукт конкурента
Этот этап нужен не для того, чтобы равняться на чужой бизнес или копировать их идеи. Но все таки важно понимать, что предлагают конкуренты и как на это реагируют клиенты, для того, чтобы понимать, чего стоит избегать. А что, наоборот, нравится людям.
Здесь стоит обратить внимание на:
- Функции продукции конкурента. Стоит опробовать лично и составить список того, какие потребности покрывает продукт. Тогда будет проще понять, какие потребительские нужды не закрыты, и заняться этим.
- Цену продукта. Также хорошо бы обратить внимание на наличие скидок.
- Отзывы клиентов. Тут не все так просто, потому что отзывы не всегда пишутся искренне. Помним про крауд-маркетинг. Для того чтобы получить наиболее искренние оценки, стоит обращать внимание на отзывы с 2-4 звездами, так как 5-звездочные могут быть частью маркетинговой кампании, а 1-звездочные часто пишутся в эмоциях, а следовательно, с преувеличением. Относитесь к комментариям скептически и все таки не пренебрегайте этим этапом.
Проанализировать таргетинг конкурента
Ознакомьтесь с тем, как компания конкурента себя позиционирует. На что они обращают внимание в своей рекламе, как хотят, чтобы их воспринимали. Отталкиваясь от этой информации проще понять, как позиционировать себя, чтобы выделяться и вызывать симпатию клиента.
Эту информацию можно взять с первой страницы сайта конкурента и из их рекламной кампании.
Проанализировать доставку продукта конкурента
Зачастую распространение продукции у компаний довольно простое. Особенно если они предоставляют цифровые продукты или услуги и работают напрямую с потребителем. В таких случаях каналы распространения ограничиваются сайтом компании, розничными магазинами. Часто включая возможность доставки.
Совершить тайные покупки
Нет лучшего способа проанализировать и оценить продукт конкурента, чем стать его клиентом. Пройдите весь путь клиента от захода на сайт или в магазин и до совершения покупки. Если в процессе столкнулись с трудностями или неудобствами – запомните их, запишите, подумайте, что стало причиной неудобства и как не допустить этих ошибок.
Обратите внимание на то, предлагали ли вам дополнительные продукты, скидки. Если да, то как именно. Оцените их тактики продаж: что было рабочим, а что неудобным или раздражающим.
Очень важная деталь – обслуживание клиентов. Поддержка на сайте или консультанты в магазине. Как конкуренты обращаются с покупателем, достаточно ли вежливо и исчерпывающе отвечают на вопросы, стимулируют ли к большим покупкам. Желательно продумать несколько возможных сценариев обращения к персоналу и посмотреть, как они ведут себя в разных ситуациях.
Анализ полученной информации
Имея всю информацию на руках, стоит организовать ее, проанализировать и внедрить в работу своего бизнеса. Конечно, важно отслеживать свой рост и в первую очередь стараться развиваться с оглядкой на себя. Но и опыт конкурента может стать кладезем, не следует этим пренебрегать. Также важно помнить, что такого рода анализ проводиться не единожды, а регулярно, хоть и не обязательно часто. Оптимально возвращаться к анализу конкурентов где-то раз в год, поскольку ни рынок, ни предложения, ни клиенты не остаются неизменными.
Один из важнейших факторов в развитии бизнеса – качественный сайт компании, размещенный на надежном хостинге. Это ваше место встречи с клиентом. От него во многом зависит, будет ли вторая и дальнейшие встречи. Безопасность вам и вашим клиентам обеспечит приобретение SSL-сертификата и регистрация торговой марки (ТМ), а уникальность подчеркнет тщательно подобранный домен. Эти и другие продукты можно найти на NIC.UA.