Бизнес по франшизе: Особенности, преимущества и недостатки

Когда идя по городу вы останавливаетесь у киоска с кофе, чтобы порадовать себя новым вкусом или взбодриться после напряженной встречи, а может быть, проголодавшись, покупаете закуску в придорожном сетевом кафе с узнаваемым брендом, вполне возможно, что своей покупкой вы поддерживаете бизнес, работающий по франшизе.

Photo by Andrew Neel on Unsplash

Подпишитесь на нас в FacebookTelegramTwitter или Instagram, чтобы ничего не пропустить

Бизнес, в котором индивидуальные предприниматели покупают право на использование фирменного наименования, логотипа, технологий и особенностей производства у более крупной компании для работы в определенном месте или местности.

Франчайзер помогает в организации и ведении бизнеса, а франчайзи в свою очередь отчисляет франчайзеру процент от своего дохода – роялти. Это довольно удобный вариант развития бизнеса, который дает возможность начинающим предпринимателям попробовать себя с минимальными рисками. Работая по франшизе не нужно думать о создании и раскрутке бренда, рисковать, выбирая нишу и продукт – все это уже сделано, бери и работай.

Резюмируем: франчайзер является владельцем более крупной компании, которая продает права на использование своего бренда, а франчайзи – владелец филиала предприятия этой компании в определенном месте или местности. Франшиза –договор о создании бизнеса на основе наработок, опыта и имени уже зарекомендовавшей себя компании.

Ключевые особенности бизнеса по франшизе:

  • посредством франчайзинга одна компания предоставляет право другой компании или предпринимателю работать под ее брендом;
  • франчайзер осуществляет обучение и оказывает помощь в ведении бизнеса франчайзи;
  • франчайзинг предполагает неукоснительное соблюдение договора и выполнение правил компании франчайзера.

По франшизе работают такие крупные и известные в мире компании, как McDonald’s, KFC, Burger King, Domino’s, Dunkin’ и многие другие.

У McDonald’s, основанной в 1955 году, на сегодняшний день насчитывается 38,695 ресторанов, и более 90% из них принадлежат франчайзи. Удовольствие не дешевое — плата за франшизу составляет 45 тыс. долларов, но и сеть одна из самых узнаваемых, популярных и приносящих немалый доход.

Dunkin’ Donuts — известная в мире сеть кофеен, славящаяся своими пончиками, основанная в 1954 году и имеющая на сегодняшний день 12,960 кафе в 31 стране мира. Плата за франшизу составляет 40 — 90 тыс. долларов.

Это большие известные компании с крупным финансовым вкладом для участия в бизнесе. Но по этой системе работают и многие компании поменьше, с меньшей платой за франшизу.

В Украине более 500 компаний работают по системе франчайзинга. Приведем в качестве примера несколько украинских компаний, работающих по франшизе.

«Пицца Челентано». По информации на их сайте, для открытия помещения пиццерии площадью 45-60 м2 нужно заплатить 40 — 45 тыс. долларов. Прогнозируемый срок окупаемости – два года.

Открытие филиала «Арома Кава» площадью 6-9 кв.м. будет стоить 10 тыс. долларов. Около 3 тыс. долларов составляет единовременный взнос. Роялти – 2%. Компания-франчайзер обещает, что вложения окупятся за полгода.

Вход в бизнес «Семейной пекарни» будет стоить от 18 тыс. долларов, единоразовый взнос – 5 тыс. долларов. Заявленный период окупаемости вложений – от 10 месяцев.

Участие в бизнесе украинского образовательного проекта подготовки IT специалистов «IT Education Academy» предполагает вступительный взнос в размере 6,5 тыс. долларов и инвестицию суммой от 5 тыс. долларов. Роялти 5-7%. Прогнозируемая окупаемость вложений от года до двух.

Франшиза магазинов продажи экотоваров «Еко-Лавка» обойдется в 21-25 тыс. долларов, единовременный взнос в 2,5 тыс. долларов и роялти – 3%. Срок окупаемости вложений ожидается через 6 — 18 месяцев.

Франчайзи сам выбирает тип франшизы. От него будет зависеть ассортимент, формат взаимодействия и площадь помещения.

Выбирая компанию для сотрудничества по франшизе следует учитывать некоторые факторы:

  • количество единиц франшизы, открытых за последние годы;
  • много ли новых франшиз продолжают действовать через год;
  • среднее количество продаж на единицу франшизы.

Преимущества франшизы:

  • работа под известным в среде потенциальных покупателей брендом, что минимизирует вложения в рекламную кампанию;
  • обучение франчайзи и его персонала;
  • консультации наставника франчайзера, и работающий сайт, поэтому вопрос продвижения тоже решается минимальными вложениями.

Недостатки франшизы:

  • заключив договор, франчайзи обязан жестко соблюдать правила и обязательства, независимо от прибыли и окупаемости бизнеса;
  • франчайзи обязан приобретать товары только у поставщиков, франчайзера;
  • нередко первый взнос превышает затраты на открытие собственного бизнеса.

В Украине на сегодняшний день можно найти франшизу на любой вкус и кошелек. Принимая решение о покупке франшизы стоит взвесить все «за», «против» и принять взвешенное решение, начинать работать по франшизе, купить готовый бизнес или открыть свое дело, в которое безусловно придется вложить больше сил, энергии и времени, создать свой сайт и заниматься раскруткой и продвижением, инвестируя в свое дело, создаваемое с душой, по своему видению и желанию.

 

Оставить комментарий

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *