После недавних массированных атак российских войск на наши объекты критической инфраструктуры некоторые регионы Украины остались без электричества, Интернета и связи.
В кратчайшие сроки, благодаря усилиям энергетиков, операторов связи, коммунальщиков практически везде восстановили и подачу электроэнергии, и связь.
Безусловно, мы благодарны всем специалистам, которые обеспечивают возможность простым пользователям получать стабильный интернет-сигнал даже в условиях войны.
А может ли Украина вообще остаться без Интернета? Попробуем разобраться.
Image from Pixabay
Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, чтобы своевременно получать полезную информацию.
В условиях войны украинские интернет-провайдеры могут столкнуться с разными критическими проблемами, обусловленными внешними факторами.
Обеспечение интернет-сигнала зависит от:
- стабильной подачи электроэнергии;
- целостности кабельной инфраструктуры и наземных сооружений;
- возможности физического доступа ремонтных групп к объектам сети и мн. др.
При этом в регионах, где российские агрессоры физически подрывали коммуникационные узлы, перебивали кабели или наносили серьезные повреждения сетевой инфраструктуре, Интернет часто работал нестабильно. Но все-таки он был.
Украинские эксперты в сфере телекоммуникаций и кибербезопасности считают, что глобальное отсутствие доступа к сети “Интернет” и мобильной связи маловероятно даже в условиях войны.
Интернет-шатдаун Украине не грозит
Тем более украинцам не грозит интернет-шатдаун и участь жителей Казахстана. Согласно данным Global Check, 5 января 2022 года в этой стране наблюдалось практически полное отключение Интернета (Internet Government Shutdown). Оно продлилось более 5 часов — с 11:15 до 16:45 UTC.
И уверенность наших экспертов обоснованная. Дело в том, что в Украине (в отличие от Казахстана, где Интернет заходит и выходит через одну подконтрольную точку) много таких точек обмена международным трафиком. И они диверсифицированные.
Украинские интернет-сервис-провайдеры имеют “горизонтальную” структуру. В ней нет каки-то “ключевых точек”, повреждение которых (или полный выход из строя) может обрушить всю систему.
Для наглядности специалисты сравнивают эту структуру с пчелиным роем: даже если стрелять по отдельным пчелам, рой все равно останется невредимым и будет гибко маневрировать, уходя от опасности.
Более того, за 7,5 месяцев полномасштабной войны украинские связисты приобрели уникальный опыт, которого нет ни у кого в мире. И этот опыт применяется на практике практически ежедневно, без праздников и выходных.
Провайдеры и операторы связи работают круглые сутки: чинят, меняют, пускают по запасным каналам, активно взаимодействуют с коллегами. Даже если где-то Интернет отсутствует или работает с перебоями — это временное явление.
Можно ли “заглушить” Интернет?
Полностью “заглушить” можно только локальный участок сети. Да и то только той, которая используется для передачи сигналов “по воздуху”. То есть Wi-Fi, GSM, Bluetooth, сигналы радиостанций на определенных частотах и спутниковый сигнал.
Уничтожить сигнал, который интернет-провайдеры поставляют пользователям в их дома, квартиры и офисы стационарно (т.е. по кабелю и проводам) технически невозможно.
Причиной полного отключения подачи интернет-сигнала может стать только физическое уничтожение серверов и data centers, разрушение каналов, колодцев и другой специальной инфраструктуры.
Будет электричество — будет и связь
Интернет-инфраструктура в Украине представляет собой искусственную структуру, в основе которой — маршрутизаторы, транспортная среда (в основном оптоволокно) и электричество для питания всего этого.
Потеря мощности или серьезное повреждение основных волокон означают отсутствие физической связи — т.е. Интернет перестает работать.
Будет работать электроснабжение — будет и связь. После отключения электропитания телекомовскому оборудованию требуется некоторое время на перезагрузку и корректировку настроек сетей. А наши энергетики — честь им и хвала — работают в поте лица.
Насколько страшны “глушилки”?
Заглушить любые виды радиосигналов в радиусе 10-20 метров может автоматизированная станция постановки помех. Радиус зависит от размеров и мощности устройства: небольшое подавляет сигнал в радиусе 10-20 метров, более серьезный комплекс РЭБ — на расстоянии до 25 км.
Да, работа мощного комплекса постановки помех на какое-то время может усложнить передачу сигнала в определенном секторе. Но — и это важно понимать! — не по всему радиусу действия, а только в том секторе, на который направлено подавление. И то при условии, что эта станция находится на расстоянии 5-10 км от объекта подавления.
Из этого следует, что полностью “заглушить” все радиосигналы на большой территории (крупного города, например, Харькова) практически невозможно. Уж очень много условий для этого требуется.
В том числе этой “глушилке” на колесах необходим большой запас топлива для дизель-генератора. Ведь многие мощные стационарные комплексы большие физически, как грузовики. Их несложно обнаружить и уничтожить из артиллеристской установки, с самолета или с помощью БПЛА. И даже обычной гранатой.
По словам непосредственных участников событий, украинские воины не раз справлялись с такой задачей на поле боя. Опыт борьбы со средствами РЭБ у ВСУ большой и, главное, успешный.
Почему Украину сложно оставить без Интернета
Трудно лишить связи или Интернета большую территорию, потому что мобильные операторы и инфраструктура Интернета приспособлены для противодействия чрезмерным нагрузкам и кибератакам.
Мобильные операторы могут балансировать трафик для обеспечения стабильного покрытия. Можно разве что чуть-чуть повредить, да и то временно.
Известная международная компания RIPE NCC провела исследование, изучив факторы устойчивости Интернета в Украине.
Основные тезисы:
- отсутствие критических точек отказов и доминирующих игроков на рынке (выход из строя отдельной сети оказывает относительно небольшое влияние на всю сеть);
- большое количество (19) внутренних точек обмена трафиком, их высокая отказоустойчивость,
- отсутствие транзитных сетей 1 уровня.
Все это делает украинский Интернет почти неуязвимым против внешнего воздействия (читай — последствий военных действий).
В некоторых украинских городах захватчики физически уничтожают (или захватывают) инфраструктуру доступа в Интернет. Уничтожают оптоволокно, кабели, электроподстанции, повреждают колодцы.
Рабочие будни для ремонтных бригад в горячих точках нашей страны иностранные источники называют resilience. В данном случае этот термин, который переводится как устойчивость, корректно трактовать как “восстановительная способность”.
Диверсифицированные точки обмена международным трафиком
В Украине действительно очень мощная и устойчивая отрасль услуг доступа к сети “Интернет”. Она укреплялась и совершенствовалась на протяжение четверти века. И во многом благодаря тому, что осталась независимой.
Чиновники и коррупционеры всех мастей много лет пытались “укротить” и “приручить” эту отрасль. Однако она отстояла свое право быть самодостаточной, развиваться сообразно с эволюцией технологий.
И все это — благодаря хорошей самоорганизации внутри индустрии. Украинский Интернет даже во время полномасштабной войны остается одним из лучших в мире по соотношению цена-качество.
Более того, в Украине доступна возможность подключения к спутниковому Интернету Starlink (это могут сделать не только военные).
К слову, недавно первой страной в Азии, где появился этот продукт компании SpaceX, стала Япония. Известно, что этот интернет-провайдер добрался даже до Антарктиды. А вот Китай против.
В Поднебесной хотят уничтожить Starlink и предлагают сбивать спутники спецоружием. От Маска китайское правительство требует гарантий того, что глава компаний Tesla и SpaceX не будет запускать в их стране интернет-сервис Starlink.
Вероятно, все дело в том, что в КНР разработали «лазерный» Интернет со скоростью передачи до 10 Гбит/с, и это потенциальный конкурент Starlink.
По данным разработчиков, у терминала межспутниковой лазерной связи множество достоинств — компактность (он размером с чемоданчик), высокая скорость связи и обеспечение конфиденциальности передаваемых данных, функция защиты от электромагнитных помех.
Кроме того, Пекин не одобряет развертывание в Украине системы спутниковой связи SpaceX, которая помогает ВСУ обойти отключение Интернета.
Может ли государство заблокировать доступ в Интернет?
По данным экспертов по кибербезопасности, глобальная блокировка Интернета возможна в случае:
- монополизации возможностей обмена международным трафиком;
- преувеличенной роли государства (как это происходит в россии и беларуси);
- тотальном контроле государства над интернет-отраслью (в Республике Казахстан, например, такими монополистами являются АО «Казахтелеком» и АО «Транстелеком»).
Ограничить доступ в Интернет компании-монополисты могут, используя технологию Deep Packet Inspection (системы глубокого мониторинга анализа трафика). А также спецоборудования, которое стоит миллионы долларов. Но тоталитарные режимы не скупятся и активно его закупают.
Коллапс со связью в Казахстане стал возможен из-за гиперцентрализованного Интернета. В этой стране всего 160 автономных систем (автономная система — группа сетей с единым управлением; это может быть большой банк, например, или местный провайдер).
Такое же количество автономных систем и в Эстонии, территория которой во много раз меньше Казахстана. Для сравнения — в Украине таких систем несколько тысяч, а значит, каналов связи в разы больше.
Уместно отметить также, что в нашей стране большинство сетей с большим количеством пользователей — украинские компании. Чтобы страна-агрессор закрыла украинские сети, она должна заставить эти компании сделать это, что невозможно, разумеется.
В этом-то и отличие от ситуаций, когда правительство волевым решением просто отключает Интернет в стране. Так было, например, в Египте во время “арабской весны” 2010-11 гг.
К слову, еще 16 мая 2011 года ООН признала доступ в Интернет одним из базовых прав человека. Таким образом, отключение Интернета может рассматриваться как серьезное правонарушение.
Бойцы невидимого фронта
Доблестные ВСУ бьются за независимость Украины на поле боя, а сотрудники компаний операторов связи, интернет-провайдеров, датацентров, точек обмена трафика, связисты круглосуточно выполняют, может быть, не всегда заметную, но очень важную работу. И это настоящий трудовой и гражданский подвиг, достойный уважения, высокой оценки государства и большой человеческой благодарности.
Так, по информации главы Минцифры Михаила Федорова от 11 октября 2022 года, за сутки была возобновлена работа более 3 000 базовых станций по всей Украине, которые 10 октября были обесточены в результате обстрелов ТЭС.
Это значит, что сотни тысяч украинцев снова смогли связаться со своими близкими, а те, кто трудится удаленно, выполнить запланированные рабочие задачи и обеспечить возможность заработка.
Возвращение связи и Интернета — результат эффективной работы энергопоставщиков и телекоммуникационных компаний. Первые оперативно восстановили подачу электроэнергии, вторые максимально быстро восстановили связь. Также потерю связи помогал восполнить спутниковый оператор Starlink.
Благодаря слаженной работе этих служб у нас, обычных пользователей, есть доступ к онлайн-новостям в телеграм-каналах, возможность выкладывать и читать посты и сторис в инстаграм и мгновенно реагировать на просьбы волонтеров и наших защитников — украинских военных.
А также буквально за считанные часы закрывать миллионные сборы на помощь пострадавшим от войны, донатить на помощь ВСУ.
Актуальный пример — сбор на дроны, организованный Сергеем Притулой и Сергеем Стерненко.
После массированного обстрела Украины 10 октября всего за сутки украинцы собрали «на помсту» более 350 млн гривен (это втрое больше, чем планировали инициаторы сбора).
И конечно, смотреть информативные стримы в ютубе, мгновенно обмениваться сообщениями в мессенджерах, обсуждать важные вопросы в фейсбуке и в считанные секунды находить нужную информацию на страницах веб-сайтов.
Украинским предпринимателям стоит иметь качественный сайт, надежный хостинг для него и удачный домен. Обезопасить работу бизнеса поможет регистрация торговой марки и приобретение SSL-сертификта. Эти продукты и услуги можно заказать на NIC.UA.