Как работают поисковики

Как мы уже писали ранее, поисковые системы – это машины, которые ищут, анализируют и упорядочивают контент для предъявления пользователю наиболее релевантных результатов по его запросу. Чтобы материалы сайта появились в выдаче, поисковики должны их увидеть. А значит, первая и основная задача SEO – сделать сайт видимым для поисковых роботов. Поговорим о том, как это сделать.

Search Engines

Image by Freepik

Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, чтобы своевременно получать полезную информацию.

Принцип работы поисковиков

  1. Сканирование – изучение текстовых, графических и видео-материалов, найденных в сети.  Поисковый робот находит страницу сайта, обрабатывает ее и переходит дальше по размещенным на ней ссылкам на новые страницы. Найденный контент добавляется в индекс под названием Caffeine для извлечения по запросу пользователя.
  2. Индексирование – упорядочивание и сохранение материалов электронных ресурсов. Поисковики сохраняют информацию, которую они обнаружили и посчитали подходящей, в индекс – огромную базу данных контента, из которой она извлекается для ответа на запрос пользователя. 
  3. Ранжирование – предъявление контента, наиболее точно отвечающего на вопрос пользователя. Поисковик в ответ на запрос сканирует индекс и выдает наиболее подходящий релевантный материал. Процесс упорядочивания материалов по степени соответствия запросу и называется ранжированием. Как правило, первыми в результаты выдачи попадают наиболее авторитетные источники. 

Как понять, видят ли поисковые системы ваш сайт?

Наиболее простой способ понять, попали ли страницы вашего сайта в индекс Google – воспользоваться сервисом поиска «site: доменное имя». Вводим в поисковую строку, например, site:info.nic.ua, и видим результат:

Google дает приблизительные результаты, но для предварительной оценки этого достаточно. 

Можно просмотреть, как выглядит кешированная версия страницы сайта, кликнув на стрелку рядом с URL-адресом в поисковой выдаче и выбрав «Кэш»:

Для получения более точных результатов можно воспользоваться Google Search Console (GSC). Зарегистрировав бесплатную учетную запись можно увидеть, есть ли ваши страницы в индексе.

Если сайта не видно в поисковой выдаче, стоит обратить внимание на такие факторы:

  • возможно у вас новый, еще не просканированный, ресурс;
  • на ваш сайт не ссылаются другие источники; 
  • ваш онлайн-ресурс имеет сложную навигацию, которая затрудняет сканирование;
  • в HTML прописан базовый код, блокирующий поисковые системы;
  • ваш сайт находится под санкциями Google.

Что делать?

Если вы обнаружили, что нужные вам страницы отсутствуют в индексе, или наоборот, проиндексированы ненужные страницы, можно помочь Googlebot найти их.  

К ненужным страницам могут относиться старые, с уже неактуальным содержанием, повторяющиеся или тестовые страницы. Чтобы спрятать их от Googlebot, применяют robots.txt. Этот файл размещается в корневом каталоге сайта и показывает, какие структурные элементы нужно и не нужно видеть поисковикам. 

Можно закрыть страницы от поисковика и с помощью GSC. Для этого нужно прописать, страницы с какими параметрами не нужно сканировать. 

Можно наоборот, помочь Googlebot находить нужные страницы. Но сначала нужно понять, почему робот их не видит. Этому может быть несколько причин: 

  • если вход на страницу доступен только через  форму входа в систему или опросник, поисковик может ее не увидеть, защита сработает и на поисковик;
  • если текстовый контент, который вам нужно проиндексировать, размещен на фото, в видео или GIF-файле, краулер не сможет его обнаружить;
  • чтобы поисковые системы лучше видели страницу, на нее должны ссылаться другие страницы сайта;
  • страницы с ошибками тоже мешают сканированию. Адреса с ошибками можно найти через GSC в специальном разделе. О самой распространенной ошибке 404 и ее причинах мы писали здесь.

Что такое карта сайта?

Помочь поисковым роботам увидеть страницы вашего сайта может карта сайта. Это перечень адресов страниц, которые необходимо проиндексировать на том или ином сайте. Он создается в соответствии со стандартами Google и отправляется через GSC. Отправка карты сайта не заменит корректную навигацию по сайту, но поможет поисковым роботам проследить путь к нужным страницам. 

Как линки влияют на рейтинг сайта?

Линки могут быть внешние и внутренние. Внешние или обратные ссылки приходят на сайт с других ресурсов.  Внутренние – это переадресация между страницами сайта. 

Число входящих ссылок на сайт говорит о его популярности и о доверии ему других источников. Это как сарафанное радио, когда соседки, например, рассказывают друг другу о хорошем парикмахере. Рекомендации других – признак хорошего качества. Но тут еще важно доверие к источнику информации. Доверяете ли вы соседке, которая рекомендует парикмахера, или предыдущий опыт показывает, что ее рекомендации ничего не стоят? Так и со ссылками – линк от заслуживающего доверия источника будет поднимать рейтинг сайта, а с сомнительного – наоборот.

Для анализа ссылок Google создал алгоритм PageRank. Он оценивает авторитет страницы, основываясь на качестве и количестве ссылок, которые на нее едут. Чем больше ссылок из авторитетных источников ведут на сайт – тем выше авторитет. 

Какую роль играет контент?

Линки безусловно важны, но в них не было бы смысла, не будь текста, фото или видео – контента, к которому они приводят. Вводя запрос мы получаем десятки и сотни ответов. И основным фактором, определяющим место сайта в списке выдачи будет качество контента. Насколько ваш контент интересен и содержателен? Насколько он соответствует критериям поиска пользователя? Помогает ли он выполнить задачу, которую пользователь пытается решить? Объем текста, количество ключевых слов, наличие тегов в заголовках и другие SEO-параметры важны, но основное внимание все же следует уделять пользователям, которые будут смотреть и читать контент.

Подытоживая можно сказать, что главные факторы ранжирования сайта поисковиками это:

  • качественный контент, отвечающий запросу пользователя;
  • авторитет домена;
  • опыт пользователя;
  • количество внешних ссылок и внутренних ссылок..

Если вы еще только работаете над созданием сайта, позаботьтесь о выборе подходящего домена и надежного хостинга.  Безопасность вам и вашим клиентам обеспечат регистрация торговой марки (ТМ) и  SSL-сертификат. Эти и другие продукты и услуги можно найти на NIC.UA.