В прошлом материале мы говорили об основах маркетинга, обсудили терминологию, определили цели и постарались понять, как именно их достигнуть. Основная, простейшая стратегия грамотного маркетинга – метод 4Р. Сегодня поговорим о ней подробнее.
Image by Freepik
Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, чтобы мягко войти в мир маркетинга.
Что такое 4Р
4Р – это модель, которая помогает компаниям контролировать и оптимизировать главные факторы маркетинга любого продукта, будь то предмет или услуга. В них входит:
- Product (продукт) – что представляет собой ваш продукт. Характеристика, внешний вид, качество, разнообразие ассортимента и тд;
- Price (цена) – стоимость продукта, акционные предложения, скидки, наценки;
- Promotion (реклама) – план продвижения товара, закупка рекламы, предложения для стимулирования продаж;
- Place (место) – где и каким образом бизнес производит продукцию и контактирует с клиентом.
Эта стратегия появилась и начала пользоваться популярностью еще в 60х годах, с тех пор стала одной из самых распространенных. Но для того, чтобы грамотно ей воспользоваться, нужно понять, на что именно обращать внимание в каждом пункте и как объединить их в одно целое. Пройдемся по всем аспектам чуточку подробнее.
Product. Познакомьтесь с вашим продуктом
Для начала его, конечно, нужно создать. Но скорее всего, если вы интересуетесь продвиженим, вам уже есть с чем работать, даже если вы пока только на стадии идеи. Этот первый шаг – фундамент, потому что необходимо вникнуть и понять продукт, с которым будете работать, продумать все его детали. Иначе придется плавать в неточностях, как писатель, который не удосужился детально прописать героев. На какие вопросы нужно ответить в первую очередь:
- на какой целевой рынок вы ориентируетесь;
- каков масштаб этого рынка;
- что востребовано и имеет ценность на рынке;
- что уникального принесете на рынок вы и чем выделите себя среди конкурентов.
Детальный анализ может занять довольно много времени, но оно стоит результатов. Если у вас пока нет возможности сделать это развернуто – попробуйте хотя бы набросать общую картинку с лучшими предположениями. Чтобы было от чего отталкиваться. А дальше этот пункт можно дорабатывать тогда, когда есть время, потребность или желание.
Price. Установите цену
Бывает трудно определиться с ценой, особенно новичкам. Хочется не продешевить, но сделать продукт доступным для целевой аудитории, в конце концов, это и есть (или должна быть) главная цель любой компании. Вопросы, которые помогут вам определиться с выставлением цены на продукт:
- Какие неочевидные на первый взгляд расходы должны покрываться стоимостью продукта (поставки, содержание персонала, дистрибуция товара и так далее)?
- Выставив какую цену вы сможете выйти в плюс?
- Может ли позволить себе этот продукт ваша целевая аудитория?
- Какая цена на подобный продукт у ваших конкурентов?
- Чем ваш товар или услуга отличается от аналогов конкурентов, покрывает ли он больше потребностей, качественнее ли он?
- Как цену продукта воспримут на рынке?
На счет третьего пункта – как именно можно убедиться в том, что цена приемлива для целевой аудитории? Лучший вариант, наверное, спросить. Провести опрос среди представителей ЦА. Что вам нужно выяснить:
- При насколько низкой цене вы начнете сомневаться в качестве продукта?
- Какая цена для вас оптимальна, что бы вы посчитали выгодным предложением?
- Начиная от какой стоимости, вы бы считали продукт дорогим?
- Какая цена полностью отбила бы у вас интерес к товару?
Еще один вариант – попробовать поискать ответы на эти вопросы в Интернете. Среди целевой аудитории в социальных сетях или в отзывах на похожие продукты. Но тут надо быть осторожными, потому что редко люди выражают удовлетворенность ценой в интернете просто так. Скорее за все они за это что-то получают (о работе крауд-маркетинга читайте здесь). Но, если вам повезет, можете наткнуться на споры о продукте, это хороший ресурс ценной информации и искренних отзывов.
Promotion. Определите стратегию продвижения
Под этим пунктом стоит понимать любые возможные тактики продвижения, которые можно использовать для донесения своих мыслей, идей и продуктов до целевой аудитории. Базовые: реклама, соцсети, блог, сайт. Основные вопросы к промоции:
- Чьё внимание вам нужно привлечь и ради чего?
- Как с этим пунктом справляются конкуренты?
- Как теоретически будет выглядеть путь вашего клиента?
- Сколько денег нужно для осуществления цели и какая вам нужна команда?
- Чем вы можете заполнить маркетинговую воронку?
Place. Найдите подходящее место для сбыта вашей продукции
Убедитесь, что заинтересованные в вашем товаре покупатели могут беспрепятственно приобрести его. Не важно, это оффлайн или онлайн-продажи, продумайте, как будет происходить процесс покупки с вашей стороны (команда, доставка и т.д.) и со стороны клиента (насколько доступна по всем возможным критериям будет эта покупка).
- Где и как товар продают ваши конкуренты?
- Как обеспечить для клиента комфорт во время покупки продукта и поддержку после покупки?
- Есть ли у вас нужда в команде на торговых точках: консультанты, продавцы и т.д., или вы отдаете предпочтение самообслуживанию/ интернет-продажам?
Не стоит забывать о важности сайта для продвижения бизнеса. Он важен как часть рекламы продукта и может быть использован как место его реализации. Стоит позаботиться о подходящем домене и надежном хостинге для сайта компании. Обезопасят вас и ваших клиентов регистрация торговой марки и SSL-сертификат. Эти и другие продукты и услуги можно найти на NIC.UA.