Маркетинг: как реализовать метод 4Р

В прошлом материале мы говорили об основах маркетинга, обсудили терминологию, определили цели и постарались понять, как именно их достигнуть. Основная, простейшая стратегия грамотного маркетинга – метод 4Р. Сегодня поговорим о ней подробнее. 

marketing

Image by Freepik

Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, чтобы мягко войти в мир маркетинга.

Что такое 4Р

4Р – это модель, которая помогает компаниям контролировать и оптимизировать главные факторы маркетинга любого продукта, будь то предмет или услуга. В них входит:

  • Product (продукт) – что представляет собой ваш продукт. Характеристика, внешний вид, качество, разнообразие ассортимента и тд;
  • Price (цена) – стоимость продукта, акционные предложения, скидки, наценки;
  • Promotion (реклама) – план продвижения товара, закупка рекламы, предложения для стимулирования продаж;
  • Place (место) – где и каким образом бизнес производит продукцию и контактирует с клиентом.

Эта стратегия появилась и начала пользоваться популярностью еще в 60х годах, с тех пор стала одной из самых распространенных. Но для того, чтобы грамотно ей воспользоваться, нужно понять, на что именно обращать внимание в каждом пункте и как объединить их в одно целое. Пройдемся по всем аспектам чуточку подробнее.

Product. Познакомьтесь с вашим продуктом

Для начала его, конечно, нужно создать. Но скорее всего, если вы интересуетесь продвиженим, вам уже есть с чем работать, даже если вы пока только на стадии идеи. Этот первый шаг – фундамент, потому что необходимо вникнуть и понять продукт, с которым будете работать, продумать все его детали. Иначе придется плавать в неточностях, как писатель, который не удосужился детально прописать героев. На какие вопросы нужно ответить в первую очередь:

  • на какой целевой рынок вы ориентируетесь;
  • каков масштаб этого рынка;
  • что востребовано и имеет ценность на рынке;
  • что уникального принесете на рынок вы и чем выделите себя среди конкурентов.

Детальный анализ может занять довольно много времени, но оно стоит результатов. Если у вас пока нет возможности сделать это развернуто – попробуйте хотя бы набросать общую картинку с лучшими предположениями. Чтобы было от чего отталкиваться. А дальше этот пункт можно дорабатывать тогда, когда есть время, потребность или желание.

Price. Установите цену

Бывает трудно определиться с ценой, особенно новичкам. Хочется не продешевить, но сделать продукт доступным для целевой аудитории, в конце концов, это и есть (или должна быть) главная цель любой компании. Вопросы, которые помогут вам определиться с выставлением цены на продукт:

  • Какие неочевидные на первый взгляд расходы должны покрываться стоимостью продукта (поставки, содержание персонала, дистрибуция товара и так далее)?
  • Выставив какую цену вы сможете выйти в плюс?
  • Может ли позволить себе этот продукт ваша целевая аудитория?
  • Какая цена на подобный продукт у ваших конкурентов?
  • Чем ваш товар или услуга отличается от аналогов конкурентов, покрывает ли он больше потребностей, качественнее ли он?
  • Как цену продукта воспримут на рынке?

На счет третьего пункта – как именно можно убедиться в том, что цена приемлива для целевой аудитории? Лучший вариант, наверное, спросить. Провести опрос среди представителей ЦА. Что вам нужно выяснить:

  • При насколько низкой цене вы начнете сомневаться в качестве продукта?
  • Какая цена для вас оптимальна, что бы вы посчитали выгодным предложением?
  • Начиная от какой стоимости, вы бы считали продукт дорогим?
  • Какая цена полностью отбила бы у вас интерес к товару?

Еще один вариант – попробовать поискать ответы на эти вопросы в Интернете. Среди целевой аудитории в социальных сетях или в отзывах на похожие продукты. Но тут надо быть осторожными, потому что редко люди выражают удовлетворенность ценой в интернете просто так. Скорее за все они за это что-то получают (о работе крауд-маркетинга читайте здесь). Но, если вам повезет, можете наткнуться на споры о продукте, это хороший ресурс ценной информации и искренних отзывов.

Promotion. Определите стратегию продвижения

Под этим пунктом стоит понимать любые возможные тактики продвижения, которые можно использовать для донесения своих мыслей, идей и продуктов до целевой аудитории. Базовые: реклама, соцсети, блог, сайт. Основные вопросы к промоции:

  • Чьё внимание вам нужно привлечь и ради чего?
  • Как с этим пунктом справляются конкуренты?
  • Как теоретически будет выглядеть путь вашего клиента? 
  • Сколько денег нужно для осуществления цели и какая вам нужна команда?
  • Чем вы можете заполнить маркетинговую воронку?

Place. Найдите подходящее место для сбыта вашей продукции

Убедитесь, что заинтересованные в вашем товаре покупатели могут беспрепятственно приобрести его. Не важно, это оффлайн или онлайн-продажи, продумайте, как будет происходить процесс покупки с вашей стороны (команда, доставка и т.д.) и со стороны клиента (насколько доступна по всем возможным критериям будет эта покупка).

  • Где и как товар продают ваши конкуренты?
  • Как обеспечить для клиента комфорт во время покупки продукта и поддержку после покупки?
  • Есть ли у вас нужда в команде на торговых точках: консультанты, продавцы и т.д., или вы отдаете предпочтение самообслуживанию/ интернет-продажам?

Не стоит забывать о важности сайта для продвижения бизнеса. Он важен как часть рекламы продукта и может быть использован как место его реализации. Стоит позаботиться о подходящем домене и надежном хостинге для сайта компании. Обезопасят вас и ваших клиентов регистрация торговой марки и SSL-сертификат. Эти и другие продукты и услуги можно найти на NIC.UA.