В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что движет финансовыми рынками. Сегодня, чтобы шире охватить тему, поговорим о психологических аспектах, заставляющих людей покупать или продавать. Как эмоции участников влияют на рыночные процессы и цену активов? Как сделать так, чтобы эмоции не мешали принимать правильные инвестиционные решения? Поговорим об этом в нашей сегодняшней статье.
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, чтобы вовремя узнавать полезную информацию.
В основе психологии рынка лежит идея, что динамика рыночных циклов во многом зависит от эмоционального состояния его участников. Эмоция – движущая сила поведения, в том числе финансового. Например, при общем оптимистическом настроении инвесторам сложно удержаться от покупки, и, как следствие – цены будут расти. Такая динамика рынка называется бычьим трендом.
Настороженное или негативное настроение участников способствует желанию продавать и, соответственно, снижению цен. Эта тенденция называется медвежьим рынком.
Настроение зависит от личных взглядов и ощущений всех участников рыночного процесса – общего чувства участников.
Но, как мы знаем, не бывает абсолютного доминирования ни того или иного мнения, ни той или иной тенденции. Как в медвежьем тренде могут быть периоды роста, так и в бычьем тренде могут быть периоды спада цен. Цены на активы постоянно меняются в соответствии с изменением общего настроения рынка. А его тоже сложно назвать величиной постоянной.
Если рынок растет, значит его участники уверены, что рост будет продолжаться. Положительный настрой инвесторов создает ажиотаж, рост спроса и уменьшение количества предложений продажи. И чем больше спрос, тем больше желающих покупать и, соответственно, выше цена. Аналогичным образом работает и нисходящий тренд. Когда люди видят, что другие участники массово избавляются от активов, свойственный людям конформизм толкает их делать то же самое. В итоге большое количество предложений на рынке становится причиной снижения цен, а страх еще большего снижения цены заставляет продавать быстрее. Круг замыкается.
Как эмоции влияют на рынок
Растущий рынок
Рыночные циклы похожи на сердечный ритм – попеременное сжатие и расслабление. Сжатие, напряжение характеризуют медвежий рынок. Расслабление, подъем, оптимизм, вера в грядущий рост и жажда получения прибыли – бычий. В этот период происходит рост покупательской активности.
И тут наблюдается интересная закономерность: рост цены активов стимулирует положительные настроения, которые в свою очередь, способствуют еще большему росту цены. Обстановка накаляется, жажда получения прибыли может так сильно захватить рынок, что инвесторы входят в своеобразное состояние аффекта. Они перестают реально оценивать обстановку, готовы покупать активы по все более растущей цене, считая, что она и дальше будет расти в том же темпе. Образуется финансовый пузырь, который просто не может не лопнуть.
Трейдеры в состоянии ажиотажа становятся практически одержимыми возможной будущей прибылью. В какой-то момент цена достигает критической точки риска.
Иногда после достижения этой точки, рынок застывает в периоде, когда цена не движется, а активы постепенно распродаются – этап распределения. Иногда этот этап отсутствует и цена начинает падать сразу после достижения пика.
Убывающий рынок
Начало снижения рынка отслеживают далеко не все и не сразу. Многим трейдерам сложно поверить, что период роста закончился. Но когда снижение цены уже нельзя не замечать, общие настроения начинают приобретать негативный заряд. Рынки, как и люди в периоды нежданных перемен, проходят пять стадий принятия неизбежного по Элизабет Кюблер-Росс:
- отрицание;
- гнев;
- торг;
- депрессия;
- принятие.
Начинается всё с навязчивого ощущения тревоги в момент первых подозрений, что цена на актив пошла вниз. Далее следует стадия отрицания, подкрепляемая надеждой, что цена скоро вернется обратно. Тут еще начинают работать когнитивные искажения, о которых мы поговорим чуть позже. Они и становятся причиной удержания активов и инвестор начинает продавать слишком поздно, получая убытки.
Когда цены падают еще сильнее, начинается поток продаж, стимулируемый страхом потерять вложенные деньги. Он заставляет трейдеров смириться с потерей дохода и капитулировать, сбрасывая активы по цене где-то в районе ценового дна.
Рано или поздно, по мере уменьшения волатильности – степени колебания стоимости – нисходящий тренд прекращается и рынок стабилизируется. Как правило, прежде, чем рынок снова начнет расти, он останавливается в стадии накопления. Суть ее заключается в том, что после спада, когда киты трейдинга закрывают свои прибыльные позиции, динамика цен не поддерживается новыми предложениями и цена завершает свой импульс, переходя в состояние консолидации – равновесия. Оно обусловлено либо паритетом спроса и предложения, либо отсутствием большинства игроков на рынке.
Чем поможет знание психологии рынка?
Понимание психологии рыночных циклов помогает увидеть начало той или иной тенденции и покупать и продавать активы в самое благоприятное время. Когда хочется бежать за толпой стоит остановиться и вспомнить, что стадный инстинкт контрпродуктивен, а время самых выгодных покупок наступает тогда, когда большинство трейдеров в панике продают активы. И наоборот, риск неудачно вложиться велик именно тогда, когда большинство пребывают в уверенности, что цена будет продолжать расти.
Руководствуясь знаниями о цикличности рынка и поведении людей в разные его периоды трейдеры могут найти в себе силы не поддаваться панике, вдумчиво подойти к процессу, определить стадию рыночного цикла и, например, пойти против движения толпы и купить активы по низкой стоимости в момент массовых продаж, а потом продать в момент активного роста цен.
В теории, безусловно, все гораздо проще, чем в жизни. И обнаружить на практике оптимальные моменты покупки и продажи довольно сложно даже для опытных трейдеров. То, что кажется ценовым максимумом или минимумом может оказаться промежуточным этапом, а реальные ценовые пики окажутся выше или ниже предполагаемых.
Психология рынка и ТА
Как мы уже говорили, зная психологию рынка, гораздо проще не вестись на панические настроения других участников и покупать и продавать в самые благоприятные моменты. Анализируя обстановку с холодной головой гораздо проще принимать наиболее рентабельные решения.
Самая большая проблема или сложность состоит в том, чтобы понять, в какой момент на рынке происходят изменения. И еще сложнее предсказать, что будет дальше. Чтобы попытаться предсказать будущие тенденции многие инвесторы используют технический анализ (ТА).
Инструменты технического анализа позволяют в какой-то степени измерять в том числе и настроения участников рынка. Индекс относительной силы (RSI), например, может показать, что актив перекуплен под влиянием оптимистических настроений.
Еще один показатель, который используется для определения психологических влияний рынка – MACD – схождение/расхождение скользящих средних. Этот показатель используют в техническом анализе для оценки и прогнозов колебаний цен на биржах. Определить психологический этап позволяют колебания, которые сообщают об изменениях рыночной динамики. Падение или рост спроса, например.
Психология рынка и Bitcoin
Прекрасным примером влияния психологических факторов на ценообразование можно считать бычий тренд биткоина в 2017 году. За год цена на Bitcoin увеличилась с приблизительно с 900 до 20 тыс. долларов. С ростом цены росла и эйфория участников рынка. Появилось много новых участников, соблазненных стремительным ростом биткоина. Fear of missing out или страх пропустить интересное, отсутствие критического мышления, чрезмерный оптимизм и жажда наживы способствовали быстрому росту цены. И почему-то казалось, что рост будет продолжаться. Но случилось очевидное, но неожиданное.
В начале 2018 года тенденция с бычьей стала меняться на медвежью. Но даже тогда, когда уже явно читался нисходящий тренд, многие люди, застряв в стадии отрицания, оставались в холде. И только спустя месяцы основная масса трейдеров признала тенденцию на понижение. Общее настроение сменилось на крайне отрицательное. Людьми овладел страх, а потом и паника, которая заставила многих людей, купивших криптовалюту на пике цены, продать ее на ценовом дне, потерпев крупные убытки. Пережив сильный шок, многие инвесторы разочаровались в криптовалютах и зареклись иметь с ней дело в будущем. Хотя дело всего лишь в наступлении очередного этапа рыночного цикла и влиянии настроений.
Когнитивные искажения
Это стереотипные модели мышления, под влиянием которых принимаются необдуманные, казалось бы иррациональные решения. Такие стереотипы могут влиять как на поведение отдельных участников, так и на финансовый рынок в общем.
Приведем несколько примеров когнитивных искажений:
- Мы склонны больше доверять информации, которая совпадает с нашими убеждениями и игнорировать то, что нашим убеждениям противоречит. Инвесторы, например, могут искать подтверждение тому, что бычий тренд будет продолжаться, и игнорировать сигналы начала медвежьего тренда.
- Страх потерять деньги или имущество сильнее желания получить выгоду. Например, под властью этого когнитивного искажения трейдер будет панически продавать активы по минимальной стоимости в период снижения цены, теряя возможность заработать, переждав нисходящий тренд.
- Мы склонны переоценивать вещи, которыми владеем, просто потому, что они наши. Например, инвестор, имеющий криптовалюту больше верит в ее надежность, чем тот, у кого ее нет.
Резюме
Верим мы в это или нет, но настроения участников оказывают влияние на смену циклов и цен на активы. Но даже зная о психологических рыночных циклах, очень непросто идти против “течения”. Даже опытным трейдерам бывает непросто не поддаваться общим настроениям и следовать собственному мнению, когда большая часть инвесторов в эйфории скупает активы, или наоборот, в панике их продает. Перед инвестором стоит непростая задача изучить не только психологию рынка, но и понять свою собственную психологию и причины, под властью которых принимается то или иное решение.
А если говорить о психологии бизнеса, доверие клиентов к компании увеличивается при наличии у нее качественного сайта с надежным хостингом и подходящим доменом. Обеспечить безопасность вам и вашим клиентам поможет регистрация торговой марки (ТМ) и SSL-сертификат. Эти и другие продукты и услуги можно найти на NIC.UA.